logo190           youtube vkont twitter Telegram 1 zen-icon

Logo 1

cover 03-05_2024_6_1_sss

cover 12_2023_7.6_ss

cover 09-11_2023_11.1_ssss

cover 06-08_2023_22.22ss

cover0304 2023ss

122022 cover_ss1

09102022ssss

07082022

0506sss

cover03042022sss

cover122021sss

cover 08092021

07082021s

cover 05-06_2021S

cover 03042021sss

01-02 2021_ss

1112 2020_ss

cover09-102020sss

cover0608sss

cover04-05.20

obloghka 02-03_s

cover 12-01s

10112019

cover08 09_1

 06_07-333

04052019

obloghka 02-03s

012019sssss

10-11-2sssss

cover08092018sssss

covvoronkova

06072018ss

02 03sss

obl12018

112017ss

absss

07082017ss1

 __s052017

oblandrs

Page1-2

Page2-2

cover102016s

image-16-09-16-02-20-1

image-16-09-16-02-20

image-16-07-16-10-04ss

oblozchka nigilina_ss

 42016s

-6sss

mitrofanovas

Cover 06_2015s

obl 03042015ss

novikovass1

stepanovas

Cover 11 2014 E-1

Cover 11 2014-1

Cover 08-09 2014

sss

Cover122013SS

 11 2013

Бизнес журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин 08-10-2012

Деловой журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин, выпуск июль август 2011

Женский деловой журнал

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Деловой журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

abulhanova

Гульнара Абулханова

Человек на своем месте

Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива Г. Абулхановой

Профессиональные навыки главной героини нашего выпуска в прямом смысле слова на вес золота. Она имеет огромный опыт в области управления производственными рисками и от ее работы зависит эффективная и безопасная деятельность многих крупных предприятий в нашей стране и за рубежом, равно как и жизнь большого количества людей, работающих на этих предприятиях. У нас в гостях — независимый международный эксперт по анализу рисков Гульнара Абулханова. Среди ее клиентов — ведущие российские и мировые корпорации в нефтегазовой отрасли, химической промышленности, энергетике, металлургии, горнодобывающей промышленности.

Гульнара, прежде всего хочу поблагодарить вас за согласие дать интервью и поделиться своей историей успеха с читателями журнала. Когда нам порекомендовали вас ваши клиенты, мы не могли упустить возможность получить эксклюзивную информацию из первых рук от эксперта международного уровня, работающего в ведущих отраслях экономики. И я благодарю за приглашение в ваш замечательный журнал. Какое образование поспособствовало тем успехам, которых вы добились сегодня и благодаря чему/кому вы состоялись как специалист высокого международного уровня?

В школьные годы мне нравились точные науки — такие как химия, физика, математика. Я всегда хотела знать больше, чем задавали учителя. Когда получала оценку 5, были мысли: «Ну вот, дальше идти некуда, это потолок». Поэтому пробовала решать задачи старших классов, и, когда удавалось, думала: «Cейчас все выучу и ничего в жизни не останется для обучения». Тогда, неугомонная, я бралась за медицинские книги папы, которые находились в его домашней библиотеке.

Чтобы я их не трогала, папа сделал для меня персональную библиотеку и заказал детскую печать с надписью: «Личная библиотека Гульнары». Библиотека систематически заполнялась большим количеством детской художественной и научной литературы. Печать была настоящая, ею я штамповала все свои книги. Правда, иногда не только свои (Улыбается — Прим. авт.). Книги помогали в моем личностном — а позднее и профессиональном — росте.

Я окончила Казанский химико-технологический институт (ныне Казанский национальный исследовательский технологический университет — Прим. ред.). Получила диплом инженера-технолога. Когда защитила дипломную работу на отлично, мой наставник (профессор кафедры) спросил, не хочу ли я остаться на кафедре и поступить в аспирантуру. Но меня тянуло на настоящие подвиги, на реальные производственные объекты, где все кипит и бурлит. И я уехала в Казахстан — покорять нефтяные просторы нашей страны.

В то самое время я встретила людей, которые сыграли в моей жизни огромную роль. Это были мои руководители из компании Chevron, приехавшие в Казахстан в 1993 году как первый эшелон руководства.

Помню работу своего босса. Он специально меня ничему не учил, я просто смотрела, как он работает, как разговаривает с под- чиненными, как ведет себя в нештатных ситуациях. Обучение людей не заключается только в посещении курсов — это еще и пример, который подает ваш учитель/наставник/родитель. Я была счастлива работать с людьми такого ранга, любила свою работу и гордилась результатами. Когда в начале моей карьеры директор корпорации Chevron, приехавший специально из Сан-Рамона, вручил мне, молодому специалисту, награду за заслуги, я поняла, что у меня неплохо получается. И Остапа понесло.

abulhanova2Вверх по карьерной лестнице?

Да. По своей природе я командный игрок, всегда старалась делать так, чтобы со мной было легко трудиться и люди могли на меня положиться. В связи с этим мои амбиции были направлены на благо компании, а не на себя.

Я прошла все ступени карьерной лестницы, от простого инженера до руководителя высокого ранга. На роль фасилитатора исследования производственных рисков международными методиками меня готовили специально. Тогда я поняла: амбиции и желания мало, здесь нужен мозг.

Моими первыми самостоятельными работами в роли фасилитатора HAZOP были крупные проекты, такие как «Завод второго поколения» и «Закачка кислого газа», бюджет которого составил $6 млрд. Проходили они в Великобритании.

После продолжительной работы в компании я решила стать независимым экспертом в своей области, дополнительно училась в Канаде (в институте по снижению рисков), в США и других странах для подтверждения моей компетенции и выхода на международный уровень. Сейчас я провожу свою работу по всему миру. Моими наставниками на данном этапе являются личный опыт и знания.

Бывали ли случаи, когда стандартных, изученных методов работы не хватало и приходилось применять нестандартные подходы в работе?

Рисками управляли всегда, но почему-то аварии и катастрофы в мире продолжали происходить. Многочисленные аварии привели к тому, что компании начали осознавать: безопасное производство — это в конце концов прибыльный бизнес. И тогда пришли такие эффективные методы управления рисками, как HAZOP, HAZID, HAZAN и другие, отличные от тех подходов, кото- рые использовались ранее. Если методы работают, почему бы не перенять эти best practices.

Огромное число рекомендованных отраслевых практик идут из-за рубежа, закладывая в основу принципы их действительности. Применимы ли зарубежные стандарты в наших странах? В моей многолетней практике я поняла, что любой процесс не будет работать, если его не внедрять как систему. Точечные работы от случая к случаю не приносят должного эффекта, вот почему во многих компаниях процесс с одной стороны вроде есть, а с другой — нет. Рисками надо управлять на постоянной основе, иначе они будут управлять вами!

А как повлияла ситуация с пандемией на вашу деятельность?

Почти ничего не изменилось. Я так же, как и раньше, провожу свою работу по всему миру, но для некоторых стран делаю это в удаленном режиме. Если раньше практически жила в самолетах, путешествуя по разным странам, то сейчас есть возможность проводить работы дистанционно. Живя в Штатах, могу сотрудничать со всеми компаниями как офлайн, так и онлайн.

Есть ли еще какие-то барьеры, которые пока мешают предприятиям постсоветского пространства использовать новые технологии и привлекать грамотных специалистов по управлению рисками?

Иногда что-то не делать так же важно, как и делать. Некоторые компании хотят перенимать новые технологии, но при этом не прилагают усилия для их правильного внедрения. К примеру, для проведения таких сессий, как HAZOP, нужны не только компетентные люди в аудитории, но и соответствующий рабочий базис. Например, нельзя проводить исследования подобного уровня, не имея актуальных детальных технологических схем. Без них я как без рук: технологические схемы рассказывают о жизни производственных объектов, как они живут и какое у них самочувствие. Мне не нужно бегать без конца на объект во время мозгового штурма, чтобы посмотреть, есть ли на сепараторе предохранительный клапан,— весь завод у меня на бумаге. Необходимо модернизировать не только процессы, но и отношение к ним. Нельзя перенимать процесс неправильно, думая только о модных тенденциях,— это все равно что перенимать рецепты «Макдональдс», а выпускать KFC.

Вы много лет работали в разных странах (США, Англия, Канада, ОАЭ, Катар, Бельгия, Шотландия, Таиланд, Малайзия и другие азиатские страны, Казахстан), являетесь фасилитатором по методу HAZOP, HAZID, MEC, LOPA, SSFA, SIL и другим методам, признанным во всем мире, а начинали использовать этот процесс еще в 90-е... Можете подсказать, как не попасть в ловушку к дилетантам, позиционирующим себя профессиональными экспертами, и по каким критериям/ тестам есть возможность еще до начала сотрудничества выявить псевдоспециалиста?abulhanova

В Нью-Йорке на Уолл-стрит очень много брокерских компаний, которые советуют богатым людям, как стать еще богаче. Мне всегда хочется спросить: «Что же вы такие бедные, если знаете, как стать богатыми?»

Моя работа требует не только знания, но и колоссального опыта. Я управляю не только межнациональными командами, говорящими на разных языках, но и междисциплинарными, в направлениях: технология, механика, АСУТП, химия, инжиниринг и т.д. Этих людей не обманешь, они «отсканируют» некомпетентность и отсутствие опыта в доли секунды. Подобные команды формируются для грамотного и эффективного исследования производственных рисков. Если сделать ошибки во время анализа, они могут просочиться в эксплуатацию, и тогда есть вероятность гибели людей. Как дилетант может проводить интеллектуальные мозговые штурмы такого уровня, когда жизнь людей поставлена на карту? Необходимо приглашать специалиста, имеющего отзывы с других мест работы, а также подтверждение того, что он самостоятельно проводил большое количество анализов рисков на реальных про- изводственных объектах с реальными командами специалистов, прежде чем начал позиционировать себя экспертом.

Пока профессионалов мало, деньги зарабатывают люди, прошедшие подготовку на сомнительных вебинарах или просто написавшие на визитке слово «эксперт»... Считаю, что каждый человек должен быть на своем месте. Я говорю о меритократии — вы либо компетентны, либо нет. В своей работе я беспристрастна. Быть кем угодно и делать что угодно только потому, что платят — это точно не про меня.

В свое время вы были единственной женщиной-руководителем, которая подчинялась напрямую управляющему производства в крупной иностранной компании. Что помогло тогда выстоять среди опытных мужчин-коллег и доказать профессионализм и экспертность?

Помогло уважение моих коллег-мужчин, руководителей служб эксплуатации производства, очень одаренных и талантливых ребят. Я благодарна им до сих пор за поддержку, понимание и признание меня как достойного партнера, кто наравне с ними руководил, оптимизировал и обеспечивал безопасность техно- логических процессов.

Гульнара, если не секрет, как обстоят дела с вашими личными целями сегодня? И не снижает ли мотивацию дости- жение успеха? Что всегда помогает идти вперед?

Когда я реализовываю свои цели, они порождают новые — идет бесконечный процесс. Я открыла собственную компанию много лет назад, это была одна из моих целей. Если целей несколько, необходимо их приоритизировать и внедрять по одной, сосредоточившись на качестве.

Получив достаточно опыта, я помогаю другим использовать эффективные инструменты, которые выводят компании на более высокий уровень производственной безопасности. Я вижу, что моя работа доставляет большое удовольствие и получает признание по всему миру. Это подстегивает меня быть еще более полезной для своих клиентов и выступать в роли технического ресурса.

Какой мужчина должен быть рядом с успешной женщиной?

Каждый человек имеет свои ценности жизни. Мы или принимаем человека таким, какой он есть, или не имеем с ним отношений. Пробовать изменить кого-то и сделать своим «клоном» — невозможно.

Если в любой жизненной ситуации пара может конструктивно общаться, садясь за стол переговоров,— это уже половина успеха. В моей жизни именно так и происходит. Правда, понадобилось время, чтобы понять и осознать, что такое межличностные отношения. Здесь нужен эмоциональный интеллект. Кто сказал, что ваше мнение единственно правильное?

Гульнара, как бы вы могли описать свою формулу счастья?

Для меня счастье — не пьедестал, который нужно достигать. Счастье — это состояние души, оно не передается воздушно-капельным путем. Состояние души напрямую зависит от наших мыслей. Я научилась приводить в порядок свои мысли, убирать лишний мусор из головы и сосредотачиваться только на важном и здоровом. Если в голове человека ментальный беспорядок, он не сможет определить, что для него хорошо, а что плохо.

С течением времени я поняла: мы сами управляем своей формулой счастья. Мы расстраиваемся, когда люди вокруг нас расстраивают, радуемся, когда нас радуют. А где мы сами в этом круговороте? Я научилась перестать хотеть нравиться всем, это нездоровое желание. Не думаю, что могла бы достичь таких успехов, если бы постоянно беспокоилась о том, кто и что подумает обо мне. Мы все разные, этим, наверное, и интересен мир. Как сказал Омар Хайам:

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

Сайт: hazop-expert.ru

 

СПРАВКА

Гульнара Абулханова, независимый международный эксперт (master degree) по анализу рисков.

Проводит обучение по всему миру, готовит специалистов компании (будущих фасилитаторов по анализу рисков методами HAZOP, HAZID, What if, MEC и др.) и проводит анализ рисков для новых проектов и существующих производственных объектов.

Знание языков: казахский (родной), русский (свободно), английский (свободно) — технический, тайский (разговорный), татарский (разговорный).

Опыт в области управления рисками

•Качественные и количественные методы анализа рисков для выявления опасных факторов производства и работоспособности технологических процессов/

оборудования с помощью методик HAZOP, HAZID, What if, MEC, ENVID и др.

•Полуколичественные методы оценки рисков для анализа эффективной работы функциональной системы защиты КИПиА — SSFA/SIL, LOPA

•Подготовка обоснований по безопасности, включая отчеты для уполномоченных органов по контролю опасностей основных возможных аварий

•Идентификация опасностей (руководитель исследований)

•Моделирование последствий событий (пожары, взрывы, распространение газа)

•Управление безопасностью технологических процессов

•Демонстрации в области анализа практически целесообразного, приемлемого для дальнейшей эксплуатации уровня риска (ALARP)

•Подготовка программ исследований в области безопасности

•Анализ рисков производственных процессов, а также расследование несчастных случаев с помощью диаграммы метода Bow-Tie

•Анализ рисков с помощью методики Why three («Дерево причин») и Root causes («Коренные причины»)

Навыки в других областях обеспечения безопасности производства

•Контроль за изменениями/модификациями производственных процессов

•Лидерские качества/навыки руководителя •Навыки чтения технологических схем (PFD, P&ID и др.)

•Органическая и неорганическая химия •Процесс ОБП — 14 элементов •Поведенческий анализ/аудит (BBS)



Категория: 07082021